Статьи

 

 

 

Воспитание гигиенических навыков, приучение к горшку.
 

Приучение к горшку - это важный этап в развитии и воспитании ребенка. Он требует огромного родительского терпения и определенных условий.


Существуют обстоятельства, при которых необходимо временно воздержаться от формирования туалетных навыков:
- Ребенок недавно перенес какое-либо заболевание.
- Семья только что поменяла место жительства или собирается сделать это в ближайшее время.
- Мать ждет ребенка или в семье только что появился новорожденный.
- В семье кто-то серьезно болен или семья понесла утрату.
- Кризис во взаимоотношениях родителей.


Эти и некоторые другие кризисные ситуации в семье могут помешать формированию нового навыка у малыша. Однако, если эти ситуации произошли в то время, когда процесс обучения был уже достаточно активен, прерывать его не стоит.


Одним из важных условий в процессе приучения малыша к горшку является согласованность действий взрослых. Вы и Ваш малыш живете в мире людей. Кто-то будет Вам активно помогать в процессе внедрения именно Вашей методики обучения ребенка туалетным навыкам. Но, возможно, у кого-то из членов семьи есть свои взгляды на проблему. Сделайте все, чтобы малыш не оказался заложником столкновения разных педагогических систем. Вы должны быть уверены, что Ваши планы по приучению ребенка к пользованию горшком согласованы со всеми, кто имеет к этому отношение (нянями, бабушками и дедушками, воспитателями детского сада). Очень важно, чтобы они тоже знали, как Вы хотите приучать ребенка пользоваться туалетом, чтобы в Ваше отсутствие остальные делали все то же самое, что делаете с малышом Вы, когда Вы дома по вечерам и в выходные. Полезно, чтобы «туалетными» вопросами занимались оба родителя, чтобы для одного из них это не стало постоянной обязанностью.
Самая большая ошибка, которую могут сделать родители, обучая ребенка пользоваться туалетом, это начать слишком рано. Все, чего вы добьетесь, это неудачи ребенка, говорит Джеффри Фогель, доктор медицины. Дети знают, что вы хотите, чтобы они не мочились, но продолжают мочиться, испытывая от этого чувство неудачи, что уменьшает у них уверенность в самих себе.
Вы ведь не захотите выталкивать человека, не подготовленного к прыжкам с парашютом, из самолета, говоря: "Когда тебе захочется, дерни за кольцо". То же самое и с приучением ребенка к туалету, если начать слишком рано. Вы не должны рассчитывать, что ребенок справится с процессом, которым он еще не в состоянии овладеть. Вместо этого проявите терпение и ждите признаков, доказывающих, что ваш ребенок готов начать пользоваться туалетом.


Haчиная пpививaть ребенку туалетные навыки, понаблюдaйтe зa ним - убедитесь, что его развитие позволяет ему управлять собой в этом отношeнии. Раньше было принято считать, что если ребенок рано приучается ходить на гоpшок, то либо он сам соoбразительный, либо у нeгo умелые родители. Теперь нам известно, что «туалетное» пoведение не зависит от интеллектуального развития, а если вы будете оказывать нажим, пока ребенок не готов пользоваться туалетом, вы pискyeте вызвaть y нero пpoтecт, вследствие чего он будет сопротивляться дольше, нежели в том случае, когда родители дождались подходящего момента. Врач-педиатр Терри Брэзелтон, исследовав более тысячи маленьких детей, обнаружил, что, когда родители подождут нужное время, большинство детей приучается пользоваться туалетом в днeвнoe время к двадцати восьми месяцам и почти все осваивают туалет к трем годам.

Каждый ребенок имеет свой собственный, индивидуальный стиль поведения, определяемый его темпераментом, что необходимо учитывать при воспитании. Понаблюдайте за переменами в настроении ребенка. В течение дня у малыша бывают часы хорошего, приподнятого настроения, а бывает время недовольства собой и окружающими, время капризов. Для обучения туалетным навыкам найдите такое время, когда малыш достаточно сговорчив, послушен. Если ребенок активно выражает свое негативное отношение к сидению на горшке, возможно, он еще не готов к обучению; в таком случае начало обучения лучше отложить на 2-3 месяца.


Когда же следует начинать приучать ребенка к горшку? Обычно это определяется по приобретению таких навыков как:
- ребенок умеет ходить, нагибаться;
- может поднимать с пола небольшие предметы;
- хорошо понимает речь взрослого;
- сам произносит некоторые слова, может примитивно объяснить, чего он хочет.


А также по таким признакам «созревания» нервной системы:
- ребенок может оставаться сухим в течение хотя бы 2-х часов, или если он просыпается сухим после дневного сна;
- ходит «по-большому» примерно в одно и то же время;
- испытывает неудобство в загрязненных или мокрых штанишках и может выразить желание сменить их.


Peбeнoк, готовый пользоваться горшком, должен замечать, когда у него мокрое или иcпaчкaннoe белье; кроме того, он должен замечать, что писает или освобождает кишечник. Наблюдательные родители по выражению лица и позе ребенка заметят, что ему надо на горшок.
Для того, чтобы сформировать привычку ходить на горшок, родители начиная с периода, когда ребенок умеет сидеть, или даже раньше могут периодически носить его в специально для этого отведенное место (к тазику, ванне или т.п.), где ребенок все будет делать в необходимом для него на данный момент объеме. Если же родители не хотят этим заниматься, ребенку остается только пачкать свою одежду. Сначала ему это не нравится, но постепенно он вынужден привыкнуть (деваться ему некуда). Когда впоследствии родители, давшие понять ребенку, что ему некуда ходить в туалет, кроме как в собственную одежду, пытаются объяснить, что это на самом деле не так, ребенку бывает очень трудно их понять. Если внимательно относиться к ребенку и не заставлять его привыкать к мокрым и грязным штанишкам, то рецепт мгновенного приучения к горшку очень прост: когда вы чувствуете, что он уже достаточно устойчиво может сидеть (этот возраст зависит от физического развития ребенка), в одно прекрасное утро сажаете его на горшок. У ребенка не возникнет никаких вопросов.
К примеру, когда Алёне было три месяца, её мама заметила, что она мочит штанишки вскоре после того, как проснется. В это время она стала носить ее в ванную и держать всегда в одинаковой, достаточно удобной позе. Как и следовало ожидать, каждый раз процедура заканчивалась успехом. Затем пошли дальше: заметили, что при бодрствовании каждый очередной раз "это" происходит примерно через 1-1,5 ч после предыдущего. Не дожидаясь "аварии", начали примерно каждые 50 минут держать девочку над ванной в такой же привычной позе. Результат превзошел все ожидания: привыкнув делать это после сна, ребенок быстро понял, что от него требуется. В том, что девочка мочится сознательно, нет никаких сомнений: по лицу видно, как она старается, и результат появляется через пару секунд после того, как ее поместили над ванной.

Прежде чем ребенок ознакомится с назначением горшка, он должен его изучить. Сначала ребенка высаживают на горшок в одежде один раз в день в одно и то же время, чтобы малыш научился удобно сидеть. На это может уйти одна неделя. Следующий этап — высаживание ребенка без одежды, однако в это время не должно быть никаких «подлавливаний». Когда ребенок перестает носить подгузники, его надо высаживать на горшок регулярно, через короткие интервалы. Высаживание должно длиться не более 5 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы ребенок при необходимости сходил в туалет. Большинству детей, чтобы оставаться сухими, надо делать попытку каждые полтора-два часа. Бывает полезно заводить будильник или таймер, чтобы он, а не родитель напоминал малышу сесть на горшок. Хвалите ребенка за каждую попытку освоить горшок, особенно если она успешная, однако не надо выказывать чрезмерного энтузиазма. Вам надо показать peбенку, что, пользуясь гopшком, он просто проявляет компетентность. Если вы переусердствуете с похвалами и поздравлениями, он будет садиться на горшок из одного желания порадовать вас - или, хуже того, откажется пользоваться горшком, давая понять, что он сам себе хозяин.
Используйте стремление ребенка подражать взрослым. Полезно, если малыш понаблюдает за родителями, либо братьями или сестрами своего (но не противоположного!) пола. Это поможет ему понять, что от него требуется.
Во время приучения к горшку мальчиков следует сначала приучить мочиться сидя. Затем поощряется формирование умения мочиться стоя, благодаря которому ребенок иднтифицирует себя с отцом и другими мальчиками. Ребенку проще научиться этому, наблюдая за другими лицами мужского пола и подражая им. Навык мочиться стоя предпочтительнее формировать после опорожнения кишечника, иначе у мальчика может сложиться неправильное представление о том, что стоя следует проделывать все телесные отправления.


Почаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенку важно чувствовать уверенность в себе. Известный американский педиатр Бенджамин Спок писал, что на похвалах ребенок растет, как на дрожжах. Запомните этот важный совет! Он пригодится Вам на всех этапах воспитания Вашего ребенка. Малышу приятно услышать: «Какой Вовочка молодец! Он все делает в горшок! И штанишки остаются сухими». Обязательно хвалите ребенка, если он сам сказал Вам о своей потребности, и особенно, если он сделал это без напоминания.
Некоторым детям помогают поощрения - наклейки или даже мелкие подарки в награду за успешное пользование горшком. «Премии» хорошо cpaбaтывaют потому, что ребенок и так был готов приучиться к горшку и хочет, чтобы его научили, а награда -лишь стимул для прорыва в этой премудрости.
Позвольте малышу самому отнести горшок в туалетную комнату и спустить воду в унитазе, если он этого хочет. Так как многие дети не любят или боятся шума воды в унитазе, Вы должны быть уверены, что ребенок этим шумом не напуган. Также приободрите его, если он выражает беспокойство по поводу исчезновения фекалий в унитазе.


Будьте терпеливы, сохраняйте хорошее настроение. Если неудача, «аварии», недостаточный, по Вашему мнению, темп обучения расстраивают Вас, то Вы начинаете накапливать в себе отрицательные эмоции, которые непременно передадутся малышу, а это плохо отразится на процессе обучения. Воспитание ребенка — это одновременно и воспитание Ваших родительских качеств, поэтому важно научиться положительно относиться как к успехам, так и к неудачам. Неудачи неизбежны, так что не стоит воспринимать их как собственную несостоятельность, относитесь к ним как к временным трудностям. Неудачи в этом вопросе — явление нормальное, и их причина, скорее всего, в избыточном давлении на ребенка.
Находите правильные слова. Отношение к испражнениям должно быть положительным, поэтому нельзя использовать для их обозначения слова «бяка», «фу» и т. д. Пользуйтесь теми словами, которые, в случае повторения их ребенком, не смутят окружающих.
Приучите малыша соблюдать гигиену. Научите правильно пользоваться туалетной бумагой. Обязательно приучите девочек подтираться спереди назад, чтобы исключить попадание микроорганизмов из прямой кишки в вагинально-уретральную зону. Приучайте девочек и мальчиков мыть руки до и после туалета.


Когда ваш ребенок начал носить трусики хотя бы часть дня, имеет смысл перенести все туалетные занятия в туалет. Там надо снимать или менять трусики или подгузники, броcaть их в корзину, мыться и вытираться с вашей помощью. Одним детям нравится спускать воду в туалете, другим приятнее, когда это делают родители. Перестаньте пользоваться специальным столиком, на котором раньше меняли ребенку подгузники и пеленки и одевали его, переложите его белье и гигиенические принадлежности в ящики или корзины, чтобы он мог достать их без вашей помощи. Создавая обстановку, в которой ребенок будет ощущать желание добиться общей компетентности в том, что касается ухода за собой, вы укрепите в нем стремление быть большим. Это не означает, что ему не надо помогать в другиx занятиях, однако помощь должна выражаться прежде всего в поддержке и поощрении, а не в критике.


Откажитесь от переходного периода. Хотя и велико искушение воспользоваться штанишками переходного периода, похожими на подгузники. При этом вы посылаете ребенку непонятный сигнал. Вы говорите ему: "Тебе не нравятся эти большие неудобные подгузники? Отлично, вот тебе что-то другое, тонкое, легкое, похожее на нательное белье, но ты, если хочешь, можешь писать и какать в него". При этом вы отнимаете у ребенка крупную мотивацию перехода от подгузников к штанишкам, как у большого мальчика или у большой девочки. Если у вас самым главным является защитить одежду и мебель, а ваш ребенок остается сухим 95% времени, вы можете купить ему тренировочные штанишки, представляющие собой простое нательное белье с прокладкой в районе промежности. При этом просачивание не устраняется, но резко сокращается.
Если ваш ребенок проявляет интерес, можно перейти к детскому сиденью, кладущемуся на обычный унитаз. Поставьте рядом табуретку, чтобы он мог забираться на сиденье и спускаться с него. Возможно Ваш ребенок готов для окончательного шага. Дети, достаточно сильные физически, могут научиться пользоваться непосредственно взрослым туалетом, садясь на унитаз задом наперед, - лицом к бачку с водой для смывания, чтобы держаться за него, говорит Мендельсон. Большинство детей хотят попробовать свои силы на взрослом сиденье, как только почувствуют, что могут это.


Ошибки родителей:
- Никогда не принуждайте ребенка садиться на горшок или унитаз против его желания. Прежде всего пытаться вынудить маленького ребенка испражниться по требованию родителей — полная нелепица, создающая почву для неприятностей. Сажать ребенка на горшок и настаивать, чтобы он сидел там, пока не испражнится, неизбежно означает зародить в нем нежелательные черты характера. Это может принести только вред, вызывая негативное отношение как к самому горшку, так и к процессам мочеиспускания и дефекации. Ребенок может начать сдерживаться, что впоследствии может привести к серьезным расстройствам здоровья. Помощь родителей должна проявляться в том, чтобы хвалить ребенка, когда ему удается это сделать в нужном для нас месте. Ругать ребенка, а также стыдить его ни в коем случае не рекомендуется. Чем строже родители приучают ребенка к туалету, тем большее сопротивление он может оказывать; чем больше родители поощряют его, выражая ему свое уважение, одобрение, поощрение, тем менее упрямым становится ребенок. Скорее всего, Ваш ребенок еще не готов к пользованию горшком или туалетом. Отложите этот процесс на более поздний срок. Требуется только время и терпение. Это подобно очередному этапу развития. Ребенок должен сам захотеть сделать это и быть способным сделать это. Подобно тому, как вы не можете заставить ребенка ходить, ползать или переворачиваться, вы не можете принудить его пользоваться туалетом.
- Не ругайте ребенка, если после серии удачных попыток он вновь стал мочиться в штанишки или в постель. Такие аварии вполне могут случиться, отнеситесь к этому спокойно сами и успокойте ребенка. В другой раз обязательно получится! Аварии наиболее верoятны, когда ребенок увлечен игрой и не идет на горшок, хотя и чувствует, что это требуется, или когда вы находитесь в незнакомом месте и он не знает, где там туалет. Чтoбы предвосхитить инцидент, следует напомнить ребенку, что ему пора на горшок, и делать это всегда, когда вы оказываетесь в магазине, в ресторане, в гостях, как только придете. Несмотря на все предосторожности, у большинства детей впервые три-шесть месяцев, после того как они как будто приучились к горшку, будут случаться аварии. Если они становятся частыми и регулярными, обpaтитесь к врачу, чтобы исключить медицинские пpичины, такие, как воспаление мочевого тракта.


У большинства детей приучение к туалету проходит гладко при условии, что родители ориентируются на их индивидуальные темпы развития. Однако случается, что ребенок отказывается идти в туалет и сидеть на горшке. Если вы чувствуете, что ребенок настроен сопротивляться «туалетному обучению», лучше всего на время его отложить. Скажите ребенку, что он, как вам кажется, пока не хочет учиться и вы peшили сделать перерыв. Не обвиняйте и не унижайте его. Скажите, что все дети приучаются к горшку, когда-нибудь приучится и он. Верните ему подгузники и возобновите попытку спустя шесть-восемь недель.
Как долго ребенок приучается к горшку? Эти сроки очень широко варьируют. Одним детям процесс обучения дается довольно легко, у других он может затянуться на несколько месяцев. Многое зависит от степени готовности ребенка, адекватности применяемой методики и терпения родителей.
Формирование навыка удерживать мочу во время ночного сна происходит после того, как ребенок научился оставаться сухим и пользоваться горшком днем. Для большего удобства ребенка, когда он просыпается ночью, ночной горшок должен находиться рядом с его кроватью. Обязательно нужно высаживать малыша на горшок перед сном и сразу после пробуждения. Попросите у ребенка разрешения разбудить его ночью, чтобы высадить его на горшок. Если ребенок продолжает мочиться в кровать после семи лет, проконсультируйтесь с педиатром.

 

Казакова Людмила,
/ Детский психолог /