Статьи

 

 

 

Аппетит приходит во время еды
 

Здравствуйте, дорогие родители!
Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, связанными с кормлением ребенка. Каждой маме знакомо ощущение, что ребенок специально капризничает и не ест, чтобы разозлить, мамы переживают за состояние здоровья ребенка, который ест на наш взгляд слишком мало. Что же делать? Как развить в ребенке хороший аппетит? Почему ребенок отказывается от пищи? На все эти вопросы мы ответим в данной статье.

Отсутствие аппетита может быть следствием общей слабости, стресса и подавленного настроения, результатом предшествующего агрессивного лечения, когда прием пищи вызывал тошноту и рвоту. Бывает, что ни мама, ни воспитатели не могут накормить ребенка.
Что делать в такой ситуации?
Во-первых, никогда не нужно принуждать ребенка есть. И педагогам, и родителям необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает — когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут проявляться в течение всей жизни.
Во-вторых, необходимо выяснить причину отсутствия аппетита и терпеливо решать проблему. Терпение - главный помощник при решении любой воспитательной задачи. Устранив причину плохого аппетита, Вы незамедлительно увидите результат - кормление нормализуется.
Приемы кормления, которые используют и родители дома, и педагоги в ДОУ непредсказуемы и действуют на детей по-разному. Одни детишки с удовольствием кушают под чтение сказки, другим необходимо смотреть телевизор, третьим нужно что-нибудь делать за едой, например рисовать. Воздействие того или иного приема на ребенка всегда индивидуально и зависит от личностных особенностей малыша. Так, например, детям с холеричным темпераментом необходимы постоянные стимулы в виде света, звука, изображения. Их умственная активность напрямую зависит от наличия большого количества стимулов во внешней среде. Тогда как детям с флегматичным типом темперамента, чья умственная активность при большом количестве стимулов снижается, необходимы условия покоя и тишины, возможность побыть наедине со своими мыслями в процессе какого-либо действия.
Позволять ли ребенку во время еды играть? Давайте вспомним, что дошкольный возраст - это время, когда самой важной и значимой деятельностью для ребенка является игра. Через игру малыш может воспринять познавательную информацию, может удовлетворить свои эмоциональные потребности и потребность в общении, а значит игра может стать оптимальным условием для организации питания, тем более если ребенок капризничает и отказывается есть.
Далее мы перечислим основные игровые приемы кормления малыша, применение которых может помочь Вам решить проблему с питанием ребенка.


Приёмы:
1) Малыши очень любят различного рода песенки, потешки, стихи. Подберите несколько ритмичных стихотворений на тему питания и эмоционально проговаривайте во время кормления. Если есть возможность, вставьте в стихотворение имя вашего ребенка, тогда он с нетерпением будет ждать строчки "про себя".


Например,
Вова, лучше не спеши,
Кашу кушай от души!

Скушать с черносливом кашу
Просим девочку Наташу.

Сливочную кашу
Не придется есть за Дашу.

Не надо нам Вику упрашивать:
— Скушай, девочка, сладкую кашу
.
Запеканку творожную с сыром
Обожает девочка Ира.

Для нашего для Владеньки
Все каши очень сладеньки.

Павлик — Пашенька — Павлуша,
С аппетитом кашу кушай!

Детям говорит Вадим:
— Стынуть каше не дадим!

Дайте нам для Наденьки
Каши самой сладенькой.
Дайте нам для Лерочки
Кашу на тарелочке.

Игорь-Игорюшечка
С кашей съест ватрушечку.

2) "Заговорщики".
Для применения этого приема Вам понадобится помощник из взрослых членов семьи, например, бабушка или папа.
Данный прием хорошо описан в следующем случае.
Анна П., 3 года 6 месяцев.
Мама сажает Аню за стол, режет сосиску. Аня возражает:«Не хочу!». Мама: «Ну и сиди, а я уйду». Мама уходит в другой конец кухни, занимается каким-либо делом. Папа подсаживается к Ане: «Мама ушла! Давай ей сюрприз устроим! Мы с тобой сосиску ВМЕСТЕ СЪЕДИМ! Ты — кусочек, я — кусочек, ты — два и я — два».
Начинают есть сосиску. Папа усердно жует хлеб, Аня ест сосиску с видом заговорщика.
Мама: «Это что у вас там тишина какая? Иду, иду!»
Аня вытягивает руки с пустой тарелкой. Мама удивлена: «А куда же делась сосиска?»
Папа: «Убежала».
Мама: «А может, Аня ее съела?»
Аня старательно дожевывает, а глаза хитрющие!..
Папа: «Да, конечно! Аня все съела и со мной поделилась».
Мама хвалит Аню.

3) "Личная посуда".
Мы живем во времена великих технологий, которыми можем пользоваться себе на благо. У нас есть возможность перевести свою фотографию практически на любой предмет. Почему бы не воспользоваться такой возможностью? Переведите фото малыша на кружку и в большинстве случаев Вы можете благополучно напоить из неё ребенка молоком и другим "неприятным в этот момент" ребенку напитком. А если Вы сделаете фото на дне тарелки, то увидите с каким энтузиазмом малыш будет есть кашу или суп, чтобы "поздороваться" со своим изображением.

4) Ребенку важно сознание радости, которую он может доставить другому существу, например, любимой игрушке, отсюда возможен и положительный мотив к приему пищи. Совместная трапеза куклы с малышом за одним столом может стать приятным исключением, но не стоит злоупортреблять этим приемом. Его можно использовать в исключительном случае, например, когда ребенок тяжело болеет или если Вы находитесь с ним в больнице.

5) Рассказ об одиночестве «бедного маленького желудочка».
Если у Вас дома уже есть детский набор "Доктор", то Вы можете удачно использовать инструмент для прослушивания легких (стетоскоп), чтобы "послушать" как и кто "живет" в желудке ребенка.
Например, мама слушает и находит в желудке одинокую котлетку: «Ах, котлетка! Нет подружек! Не с кем поговорить, поплясать! Нет ни хлебушка, ни огурчика. Женя не жалеет котлетку, никого к ней не пускает...». Женя соглашается поесть.

В завершении разговора о проблеме аппетита, мы хотим обратить Ваше внимание на некоторые научные факты.


Во-первых, исследованиями доказано, что дополнительная интоксикация при утренней энергетической нагрузке провоцирует и усугубляет рецидивы многих хронических заболеваний. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дети часто отказываются от завтрака или едят с утра совсем немного. Мы хотим напомнить, что обильный завтрак вовсе не означает, что он полноценный. Таким его делают зелень, свежие овощи, фрукты, соки, салаты и каши, приготовленные наполовину из овощей, а также уменьшение количества продуктов, содержащих сахар.


Во-вторых, практический опыт показывает, что к вечеру аппетит у детей становится лучше.
В-третьих, исследованиями подтвержден тот факт, что максимум образования желудочного сока и ферментов приходится на вечер. Предусмотрела природа и вечерний (18—19 часов) максимум функции почек. Не надо бояться перегрузить желудок ребенка на ночь - малыш съесть ровно столько сколько потребует его организм, а уж организм знает сколько ему нужно питательных веществ.
В-четвертых, необходимо максимально разнообразное меню. Давно замечено, что однообразное меню снижает аппетит детей.

Приятного аппетита Вам и Вашему малышу!
 

Казакова Людмила,
/ Детский психолог /