Здравствуйте, уважаемые родители!
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка умным, красивым,
воспитанным. Мы любим своего ребенка таким какой он есть, и
единственное с чем не можем смириться это вредные привычки.
Многие думают, что вредные привычки, такие как сосание пальца
или ковыряние в носу, это недостатки воспитания. Так ли это?
Что лежит в основе появления вредных привычек? Как не
допустить развитие вредных привычек? Как исправить уже
имеющуюся проблему?
Вредные привычки - это навязчивые ритуализированные действия,
отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его
физическом и психическом развитии.
Все вредные привычки можно разделить на 2 группы:
1) Непатологические привычки - возникают в результате
недостаточного внимания со стороны взрослых к воспитанию
культурно-гигиенических навыков. Это такие привычки как
ковырять в носу, теребить волосы, плеваться. Эти действия,
которые ребенок осуществляет по привычке, производят довольно
неприятное внешнее впечатление.
Предупреждение и исправление вредных привычек данной группы -
привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности,
организованности, воспитание навыков гигиены.
2) Патологические привычки - возникают в результате нарушений
детско-родительских отношений (воспитание в строгой,
чрезмерно-требовательной атмосфере, дефицит родительского
внимания в младенческий и ранний период развития).
Привычки второй группы возникают у детей, которые подолгу
оставались одни в кроватке, их редко брали на руки, не
укачивали, когда они плохо засыпали. Рано отлученные от
материнской груди, в условиях недостатка ласки, внимания и
впечатлений дети, предоставленные сами себе, испытывают скуку
или страх и ищут отвлечения и успокоения в немногих доступных
им действиях: манипулирует с частями тела, сосёт палец,
волосы, край одежды или простынки. Сначала ребенок пользуется
подобными действиями потому, что рядом нет источника
впечатлений - матери. Когда же мать появляется и стремится
отвлечь от навязчивого действия, она уже не привлекает
внимание малыша - он занят сам собой. Происходит коренная
перестройка жизненной ориентации ребенка. Изначально любой
малыш стремится к получению внешних впечатлений и их
источником является мать, если же её нет рядом, то развитие
ребенка как бы возвращается во внутриутробный период - малыш
сам себя успокаивает и развлекает.
Однообразные навязчивые действия отвлекают от процесса
познания, угрожают задержкой психического развития. Вредная
привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения,
отвлечения от страхов и беспокойств, компенсацией недостатка
общения. Если привычка сформировалась, родители должны
направить свои действия на борьбу с причиной появления
привычки, а не на борьбу с ребенком. Прямолинейная
настойчивость раздражает малыша и провоцирует конфликты.
Наказания и запугивания могут привести к исчезновению внешних
симптомов. Однако, психологические последствия принятых мер
могут оказаться тяжелее устраненной привычки. Не следует также
связывать ребенка обязательствами, обещаниями и честным
словом. Воля у детей еще недостаточно развита, ребенок может
дать слово и не суметь его сдержать, что с одной стороны
порождает недоверие к ребенку, а с другой чувство вины и
неуверенность в себе у малыша.
Далее мы рассмотрим наиболее распространенные патологические
привычки в раннем и дошкольном возрасте.
1. Сосание пальца, волос, края одежды (начало появления
около 6 месяцев).
Часто вредная привычка, выражающаяся в ритмических движениях
служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят
важные механизмы созревания.
В младенческом возрасте причиной возникновения данной привычки
чаще всего является нарушение процедуры кормления.
Сосание груди - это не просто акт кормления. Сложный комплекс
пищевых, гормональных и психологических воздействий
стимулирует развитие головного мозга.
Сосание груди для младенца - это удовлетворение 2 –х
потребностей: питание и сенсорные ощущения.
Типичные ошибки матери:
- успевает накормить, но не удовлетворяет потребности в
сенсорной стимуляции (1 акт кормления должен продолжаться не
менее 25 минут);
- неправильная организация искусственного вскармливания
(например, если дырка на соске большая ребенку не приходится
прилагать усилия, чтобы получить питание, то есть он
наедается, но не насасывается).
В дошкольном возрасте число причин вызывающих данные привычки
возрастает.
Причины появления привычки и пути устранения:
1)Депривация сенсорных ощущений. Недостаточная эмоциональная и
материальная среда приводит к поиску впечатлений от
собственного тела, саморазвлечение. Необходимо обогатить
материальную среду развивающими игрушками, а также создавать
теплые эмоциональные отношения с ребенком;
2)Эффект депривации. Органическое поражение центральной
нервной системы, выражающееся в завышенном пороге восприятия,
то есть ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления, не
получая их, он испытывает внутренний дискомфорт, который
внешне проявляется в навязчивых действиях. Данная причина
требует специального медицинского лечения и коррекционных
мероприятий;
3)Эмоционально-личностный инфантилизм. В состоянии стресса,
например, в процессе адаптации к ДОУ, ребенок ищет способ
успокоения и находит его в виде привычки сосания соски,
пальца, волос. В данном случае необходимо направить усилия на
создание доверительного отношения к окружающему миру,
коррекцию тревожности ребенка, повышать самооценку и работать
над проблемой неуверенности в себе;
4) Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом
невроза. В процессе медицинского лечения и коррекции невроза
данная привычка пройдет.
Типичные ошибки родителей при устранении вредной привычки:
- Механическое воздействие - намазывание пальцев горчицей,
связывание рук и т. д. Это приводит к формированию невроза;
- Моральное воздействие - фразы родителей типа: "Ты плохой,
противный, делаешь это мне на зло". В результате может
сформироваться комплекс неполноценности, невротическое
расстройство.
2. Рудиментарная трихотилломания - накручивание и подергивание
волос
(начало появления 1,5 - 2 г.).
Причины появления привычки и пути устранения:
1)Депривация сенсорных ощущений. Недостаточная эмоциональная и
материальная среда приводит к поиску впечатлений от
собственного тела, саморазвлечение. Необходимо обогатить
материальную среду развивающими игрушками, а также создавать
теплые эмоциональные отношения с ребенком;
2) Дисбаланс процессов возбуждения и торможения в определенных
отделах коры больших полушарий головного мозга. Накручивание
волос на определенном участке головы является неосознаваемым
стимулированием работы головного мозга. Необходима
консультация с невропатологом.
Типичные ошибки родителей при устранении вредной привычки:
- Механическое воздействие - брить наголо, одевать резиновую
шапочку, давать подзатыльники. Это приводит к формированию
невроза;
- Моральное воздействие - фразы родителей типа: "Ты плохой,
противный, делаешь это мне на зло". В результате может
сформироваться комплекс неполноценности, невротическое
расстройство.
3. Яктация - ритмическое покачивание телом или головой из
стороны в сторону.
Причины появления привычки и пути устранения:
1) Проблема засыпания (ребенок пытается заснуть с помощью
покачивания). В таком случае важно выяснить не снятся ли
ребенку кошмары, боится ли он темноты и может ли оставаться
один в комнате. Далее необходимо направить усилия на решение
основных проблем и перед сном заниматься с ребенком спокойным
интересным делом, например, почитать книгу, принять
расслабляющую ванну, послушать классическую музыку;
2)Депривация (недостаточная эмоциональная и материальная
среда). При длительной депривации яктация создает иллюзию
изменения характеристик внешней среды. Необходимо обогатить
материальную среду развивающими игрушками, а также создавать
теплые эмоциональные отношения с ребенком;
3)Эффект депривации. Органическое поражение центральной
нервной системы, выражающееся в завышенном пороге восприятия,
то есть ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления, не
получая их он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне
проявляется в навязчивых действиях, в частности в яктации.
Данная причина требует специального медицинского лечения и
коррекционных мероприятий;
4) Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом
невроза. В процессе медицинского лечения и коррекции невроза
данная привычка пройдет.
Общие рекомендации по коррекции патологических вредных
привычек :
- Перестать фиксировать внимание на привычке;
- Определить причину появления привычки;
- Устранение причины, поддержание теплых доверительных
отношений с ребенком.
Казакова Людмила,
/ Детский психолог
/
|