Статьи

 

 

 

Необычные игры с обычными игрушками и предметами.
 

В современных игрушечных магазинах существует большое многообразие развивающих игрушек. Но всегда ли развивающая игрушка развивает? Может ли любая игрушка нести развитие и при каких условиях?
Интересно, что при неумелом использовании новейшая развивающая игрушка потеряет свое функциональное назначение. И, наоборот, самая обычная, давно знакомая ребенку игрушка может быть очень полезной, если знать как с ней играть.
Известно, что у каждой игрушки есть определенная цель её создания. Эта цель может быть как развивающей, так и развлекающей. Но помимо явной цели - развития определенного качества или навыка - игрушку можно использовать и для развития большого количества других умений и способностей. Нужно только знать как это сделать.

Сегодня мы хотим предложить Вам варианты развивающих игр и заданий с игрушками и предметами, которые есть в каждом доме, и с которыми ребенок хорошо знаком. Данные занятия и игры позволят расширить игровой репертуар родителей и ребенка, а также стимулируют его всестороннее развитие.

Уникальная игрушка, которая появляется в жизни малыша очень рано - это пирамидка. Основная её цель - развитие умственных способностей, представлений о "части и целом", развитие мелкой моторики.

Обычно ребенок знакомится с пирамидкой в возрасте от 10 месяцев до 1 года - это тот период времени, когда, по мнению родителей, малыш сможет понять суть игры и выполнить необходимые действия.

А знаете ли Вы, что пирамидка может стать отличной развивающей игрушкой ещё раньше, когда Ваш малыш только научился захватывать предмет и сидеть?

В этот период можно вкладывать в ручку ребенка кольца разного диаметра, тем самым обогащая навык хватания - ведь, чтобы взять большое кольцо ребенок должен пошире раскрыть ладошку, а, чтобы взять маленькое кольцо малыш должен согнуть пальчики поближе к ладошке.

Играя, приговаривайте стишок:

Нашему сынку герою
Мы дадим кольцо большое!
Шире ручку раскрывай
И колечко получай!
Чтобы маленькое взять
Надо пальчики прижать!
Молодец! Вот так держать!
Будем ручку развивать!

Когда Ваш малыш сможет уверенно сидеть, можно поиграть с ним в игру "Дай маме". Слово "дай" обозначает одно из первых действий, которое малыш учится выполнять. Это самое простое действие несет в себе важную цель - научить ребенка понимать элементарные инструкции. Играя с ребенком, попросите его дать колечко Вам, бабушке, кукле, зайке и не забывайте восторженно благодарить ребенка за выполненное действие:

Дорогой мой лапочка, \ Дорогая лапочка
Дай колечко мамочке,
Дай колечко бабушке,
Дай колечко папочке,
Куколке и зайке
Зайке - попрыгайке.
Всем колечки подарил \ подарила,
Мы тебя благодарим!
Спасибо нашей лапочке
Мы говорим от мамочки,
От бабушки, от папочки,
От куклы и от зайки,
От зайки попрыгайки!

Если Ваш ребенок уже прекрасно справляется с просьбой "дай" и умеет ползать, то самое время предложить ему игру "Катится колечко". Эта игра вызывает у малышей большой интерес и восторг, и способствует развитию не только зрительного восприятия, но и крупной, и мелкой моторики, а также развивает ориентировку в пространстве комнаты. Суть игры в том, что взрослый катает чуть в сторону от ребенка кольца и просит его подползти, взять кольцо и отдать ему. Дети с удовольствием наблюдают за катящимся колечком и стараются скорее доползти до него и взять. Еще веселее ребенку будет, если играть в эту игру под детские песенки.

Вот колечко покатилось
И умчалось далеко,
Укатилось! Укатилось!
А достать-то нелегко!
Чтобы нам его достать
Надо на коленки встать!
Вот малыш наш подползёт \ Вот малышка подползёт
И колечко заберет!
Молодец, колечко взял! \ Молодец кольцо взяла
Сразу мамочке отдал! \ Сразу маме отдала!

Положить начало развитию воображения, умений, связанных с сюжетной игрой, в частности, отражение реальных жизненных ситуаций в игре поможет очень простая игра "Угости куклу". Играя с ребенком в эту игру, Вы также тренируете умение захватывать кольцо и снимать его со стержня. Кольца могут превратиться в "бублики", а все игрушки в долгожданных гостей, которых Вы с ребенком будете поить чаем из чашечек и угощать. Попробуйте сыграть в эту игру всей семьей, и Вы увидите с какой радостью малыш будет угощать Вас и смотреть как вы "едите и пьете чай". Эмоционально подыгрывайте ребенку, ведь маленькие дети живут эмоциями:
В гости к нашему малышке
Прискакали зайки, мишки,
Даже куколка пришла,
Даже кошечка зашла,
Прибежали суслики -
Все хотят есть бублики!
Угощай гостей давай
И чаек всем наливай!
Ой, как вкусно хорошо
Угостил всех малышок!

Когда малыш научится снимать кольца со стержня, можно начинать учить его собирать пирамидку. Помогайте малышу надевать кольца. Пусть сначала ребенок надевает колечки в любом порядке, а через некоторое время покажите правильный вариант от большого кольца к маленькому.

Будем мы с тобой играть
Пирамидку собирать!
Кольцо большое отыщи
И надень на палочку,
Похвалю я от души
Дочку \ сына за смекалочку!
А теперь кольцо поменьше
Ты скорее надевай!
И за то, что получилось
Мы похлопаем, давай!
Из оставшихся колечко
Мы возьмем побольше
И наденем на местечко
Рядом с предыдущим!
Все ли кольца уж на месте?
Не хватает двух как раз!
Мы с тобой играем вместе
Помогу тебе сейчас!
Чтобы правильно собрать
Посмотри внимательно!
А какое надо взять
Подумай обязательно!
Вот последнее колечко
Маленькое очень,
Ах, какая у меня \ Ах, какой же у меня
Умница ты дочка! \ Умница сыночек!

В более старшем возрасте (1,5 - 3 года) собирая пирамидку, или выкладывая последовательный ряд, Вы можете обращать внимание ребенка на цвет колец, а также учить малыша количественному счету:

Раз - кольцо огромное -
Самое большое!
Два - колечко крупное
Вот оно какое!
Три - колечко среднее,
И не велико оно!
Четыре - не последнее!
Есть за ним ещё одно!
Вот кольцо - малышка - пять
Можно снова начинать!

Если Вы замечаете, что Ваш малыш, достигнув возраста 2 -х лет не может долго, в течении 4 - 5 минут задерживать внимание на одном предмете или объекте, попробуйте поиграть с ним в игру "Что пропало". Она способствует развитию концентрации, объема и произвольности внимания. Начинать играть нужно с трех колец, затем, когда Вы увидите, что малыш легко справляется с заданием, добавьте остальные.
Положите перед ребенком три колечка, назовите их цвет или размер, отвлеките ребенка на три секунды, при этом уберите одно колечко и спросите какое колечко укатилось. Не расстраивайтесь, если малыш сразу не поймет вопроса или не назовет цвет или размер. Для начала важно, чтобы он научился замечать, что что-то изменилось. Постепенно у него станет получаться, и он с удовольствием будет сам закрывать глазки и угадывать укатившееся колечко.

Прикатилась! Прикатилась!
Тройка кругленьких ребят!
Разлеглись они все в ряд
Поиграть с тобой хотят!
Ты закрой быстрее глазки
И головку поверни
А теперь смотри скорее -
Кто пропал нам расскажи!

Очень увлекает малышей игра с кольцами "Бусы". В эту игру могут играть даже малыши, которые еще не ползают, но уже умеют брать предмет тремя пальчиками. Игра позволяет ребенку увидеть красивый результат своего труда, стимулирует развитие мелкой моторики, расширяет представления об окружающих предметах и способах взаимодействия с ними. Для этой игры Вам понадобятся кольца от пирамидки и длинный шнурок. Суть задания в том, чтобы ребенок сначала с Вашей помощью, а затем и самостоятельно, надел все колечки на веревочку. После того, как бусы сделаны, обязательно примерьте их ребенку и себе перед зеркалом, похвалите малыша за то, что он очень старался и создал такую красоту.

Нет красивых бус у мамы
Маме очень грустно,
Надо маму успокоить
Сделать маме бусы!
Из колечек разноцветных
И больших и маленьких
Сделает малышка бусы
Для любимой мамочки!
Раз колечко, два колечко
Три, четыре, пять!
Постаралась очень дочка \ Постарался наш сыночек
Бусики собрать!
Мама бусы одевает
Радуется мама!
Перед зеркалом стоит
Королева прямо!

Пирамидка - это замечательная игрушка, которая может развивать Вашего малыша в течение многих лет. Но в доме есть ещё большое количество предметов, которые можно использовать на благо ребенка.

Далее мы приведем Вам несколько примеров игр и упражнений с предметами, которые обычно не воспринимаются как способные нести развитие.

Возьмём, к примеру, обычный стул. Знаете ли Вы какое удовольствие дети получают от возможности полазать, постоять на стуле, пролезть под ним на спине, на животе, на боку, помогая и не помогая себе руками или ногами? Вариантов таких упражнений может быть столько сколько хватит вашей фантазии и воображения ребенка. А если поставить рядом несколько стульев, то может получиться неплохая дистанция с препятствиями. Невозможно перечислить все варианты заданий, которые Вы можете придумать для ребенка, но можно сказать уверенно, что такая игра понравиться малышу и поспособствует развитию крупной моторики, ловкости, силы, выносливости, воли, ориентировки в пространстве, воображения.

Ты на стульчик забирайся
И в спортсмена превращайся!
Раз - и ты сидишь на нем!
Два - и стульчик - это дом!
Три - смелее проползи
Ножки, ручки подтяни!
Проползи на животе,
А теперь и на спине!
А четыре поскачи
На коне своем лети!
Пять - со стула смело прыгай!
Шесть - ногами ловко дрыгай!
Молодец, ты поиграл!
Стульчик за собой убрал!

Для малышей 1- 2х лет интересной может стать игра «Довези мишку», но для её реализации во избежание царапин на полу желательно, чтобы он был покрыт ковром или паласом. Эта игра направлена на развитие крупной моторики и ориентировки в пространстве комнаты. Главная задача ребенка аккуратно и плавно тянуть стул за собой, чтобы не уронить лежащую на нём игрушку. Когда малыш довезет мишку до домика, можно попросить привезти мишке какого-нибудь друга или игрушку.

Вечерком зашёл к нам мишка,
Чтобы попросить малышку:
«Заболели мои ножки
Не дойти мне по дорожке,
Мне малышка помоги
И до дома отвези».
Стульчик мы с тобой возьмем
И тележку запряжём!
Будешь ты малыш лошадкой
С гривой чистенькой и гладкой!
Мишку ты не урони,
Осторожно довези!
Вот подъехал к дому мишка
И прощается с малышкой:
«Ах, спасибо, хорошо
Ты помог мне малышок!».

Еще одна увлекательная игра со стулом «Завяжи шнурок» понравится детям старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Для этой игры помимо стула Вам понадобится веревочка или шнурок. Суть игры в том, что ребенок должен протащить веревку под перекладиной спинки стула и завязать красивый бантик. Эту игру можно проводить по-разному: начиная от различных вариантов завязывания шнурка на спинке и ножках стула, заканчивая установкой определенного времени на выполнение задания. Для детей старшего дошкольного возраста значимым является соревновательный момент, поэтому хорошо, если Вы создадите условия соревнования, например, кто больше веревочек завяжет за 5 минут, или кто быстрее завяжет шнурок на спинке стула. Данное упражнение очень хорошо развивает мелкую моторику.
Пока ребенок завязывает веревочку можете почитать ему стишок:

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы с тобой играть!
Ты веревочку возьми,
Близко к стулу подойди,
Чтобы узел повязать
Надо аккуратно брать,
Протащи быстрей шнурок!
Не простой у нас урок!
Бантик ловко повяжи,
Поскорее, поспеши!
А когда услышишь «Хлоп!»,
Означает это «Стоп!»,
Ты от стула отойди,
И на бантик посмотри!

Веревочки и шнурки могут пригодиться для игры «Смотай клубочек». В эту игру можно начинать играть уже с 3 лет. Клубочки можно сматывать как на время, так и просто ради игрового мотива, например, помочь кукле. Расскажите малышу историю о том, что озорной котенок размотал все клубочки и надо помочь кукле их смотать.

Мой котеночек играл
Все клубочки размотал!
Будем кукле помогать?
Надо нам клубок смотать!
Ты возьми шнурок за край
И мотай, мотай, мотай!

Детям с 4-х лет понравится игра «Выложи рисунок». Она позволяет развивать не только мелкую моторику, но и воображение, и образное мышление. Для этой игры Вам понадобятся веревочки и шнурки разного цвета и длины. Предложите и помогите ребенку выложить на столе какой-нибудь рисунок. Начать можно с простых предметов, например, мячик, домик, цветок. Постепенно Ваш ребенок сможет придумывать и выкладывать интересные картины из веревочек.

Картины можно выкладывать не только из веревочек. Не менее интересно «рисовать» с помощью пуговиц разного цвета и размера. Пуговицы вообще очень привлекают детей своей формой, гладкостью или узором, цветом.

Для малышей 1,5 – 2 лет полезной будет игра «Домики». Чтобы поиграть в эту игру Вам надо подобрать маленькую и большую коробочки или баночки и пуговицы разного размера. Расскажите ребенку сказку о человечках – пуговках, которые ищут себе домик: большие человечки должны поселиться в большом домике, маленькие в маленьком. Данное занятие стимулирует развитие мелкой моторики пальцев рук, расширяет и закрепляет представления о величине.
Жили-были человечки
Человечки – пуговки,
Они жили возле речки
Возле речки ленточки.
Были эти человечки
Очень - очень разными:
Маленькими и большими,
Черными и красными.
Но однажды мы решили
Поселить их в домики,
Были домики большие,
Были меньше гномиков.
А расселим человечков
Мы с тобой по правилам:
Все большие в дом побольше,
Все мылышки в маленькие.

Детишек чуть постарше (2 -3 лет) можно учить попадать в цель с помощью игры «Попади в коробку». Основная цель игры ясна из её названия. Игра развивает глазомер, мелкую моторику, координацию движений. Чтобы поиграть с ребенком в эту игру, заранее разбросайте на полу в комнате пуговицы, поставьте на стул открытую коробку из-под обуви и примерно за полметра от неё проведите границу ленточкой. Предложите малышу брать по одной пуговке с пола и бросать в коробку, стоя у границы. Хвалите ребенка за точное попадание.

По полу у нас гуляли
Пуговицы – мышки,
Ждали, чтобы их собрал,
Котик - наш малышка.
Ты лови их по одной,
И бросай к себе домой,
В домик свой - коробку
Собери всех ловко!
Да смотри не урони,
В домик метко попади!
Вот и все, собрал всех мышек,
Котик - наш малышка!

Все приведенные в статье игры могут быть полезны и благоприятно повлияют на развитие Вашего малыша. Возможно, прочитав нашу статью, Вы сможете придумать аналогичные или собственные игры с предметами домашнего обихода. Это замечательная помощь в нелегком деле воспитания и развития ребенка!

Вот и все! Приятных Вам игр с Вашим малышом!


Казакова Людмила,
/ Детский психолог /